В Амстердаме построили первую в мире велопарковку расположенную под водой

С каждый годом, тренд на отказ от автомобилей в пользу велосипедов, набирает все большие обороты. Лидером и законодателем моды в этом направлении являются Нидерланды. Например, в Амстердаме на одного жителя приходится 2-3 велосипеда. Чтобы разгрузить улицы города от наземных велопарковок, власти приняли решение построить для них подводный (проходит под каналом) паркинг. Расположился он около здания Центрального вокзала. Вместимость подводного велопаркинга рассчитана 7000 мест. Из них 6300 для личных велосипедов и 700 для прокатных. Место для экологичной парковки выбрано не случайно. Одна из целей, которую ставила перед собой мэрия Амстердама – разгрузить пассажиропоток на первой и последней милях железнодорожных поездок по данному направлению. Проект подводного велопаркинга стартовал в 2019 году, к концу февраля текущего года, планируется открыть второй гараж, который позволит увеличить общую вместимость до 11 000 велосипедов.

Стройка стоимостью 60 миллионов евро (около 65 миллионов долларов) может показаться диковинной кому-либо за пределами Нидерландов, но это обычное дело для голландских городов, которые методично отказываются от личных авто, считая их пережитком ошибочного прошлого. Раньше города строились вокруг потребностей автомобилей, а не людей. Сейчас все наоборот. Так, в городе Утрехт есть еще больший подземный (но не подводный) гараж для велосипедов, способный вместить 12 000 двухколесных транспортных средств. Согласно последним данным, в стране, где количество велосипедов значительно превышает количество граждан, 35% амстердамцев ежедневно используют велосипеды.

Замедленная съемка показывает, как строилось это чудо инженерной мысли. Сначала рабочие должны были слить воду перед зданием ЖД-вокзала 19-го века, дальше уложить пол гаража и установить гигантские колонны, доставленные на барже для поддержки крыши, которая в конечном итоге была затоплена.

По оценкам городских властей, ежедневно 200 000 человек прибывают на Центральный вокзал Амстердама по железной дороге, на пароме, трамвае, автобусе и метро, причем около половины из них приезжает на велосипеде. Ранее они парковались на загруженных надземных стоянках для велосипедов, которые окружают станцию и по сей день, но их планируют убрать в ближайшие недели, после запуска второго гаража.

Местные жители давно страдают из-за наземных велопарковок, которые занимают большую часть улиц портя их внешний вид и разводя грязь. Другая проблема – брошенные велосипеды, из-за которых людям не хватает свободного места, чтобы припарковать собственное двухколесное средство. В результате владельцы вынуждены привязывать свои велосипеды к близлежащим деревьям, уличным фонарям и указателям, либо оставлять их на любой доступной бетонной плите, что увеличивает вероятность кражи и конфискации.

Парковка в новом подводном велогараже бесплатна в течение первых 24 часов, затем 1,35 евро (около 1,46 доллара США) за каждый дополнительный день. Велосипедная дорожка с улицы ведет прямо к наземному входу в подводный гараж, отмеченный большим синим знаком с изображением велосипеда, благодаря чему ее видно с большого расстояния. На табло возле входа указано количество свободных парковочных мест, что позволяет найти альтернативную парковку, если эта будет заполнена.

Красные и зеленые огни на колоннах внутри гаража показывают, в каких рядах стоек есть свободные места. Эскалатор расположенный в конце гаража обеспечивает прямой доступ к центральному вокзалу Амстердама.

Хоть проект парковки, о которой идет речь стартовал в 2019 году, но его фундамент был заложен гораздо раньше. Превращение Амстердама из города, ориентированного на автомобили, в страну чудес мультимодального транспорта началась в 1970-х годах по инициативе местных жителей и властей, которые совместно требовали лучшего для жизни города.

Автомобили все еще существуют на улицах Амстердама, но, например, частное владение уступает дорогу услугам каршеринга. Власти Нидерландов считают, замена бензиновых авто электрокарами еще больше усугубляет ситуацию. Машины на электродвигателе требуют столько же места, сколько и обычные, при этом более 90% своего времени они проводят без использования, что только отдаляет нас от перемещения в эко-будущее. Конечно, не каждый город может похвастаться такими успехами, как Амстердам. Но как показывает мировой опыт, если построить дорожки, то велосипедисты приедут следом. В любом деле – главное начать.

Фото: Томас Рикер / The Verge

Источник: https://www.theverge.com/23572761/amsterdam-underwater-bike-garage-future-of-transport